Рецензия на творчество Е.П. Ростопчиной

Стихотворение «Талисман» было написано Е.П. Ростопчиной в 1830году. Оно, как и многие лирические произведения поэтессы, Е.П.Ростопчиной, о любви. Талисман не является какой-то определенной вещью, это просто воспоминанье  и неизменная любовь:

Он не браслет с таинственным замком,
Он не кольцо с заветным словом,
Он не письмо  с признаньем и мольбами… (Е.Ростопчина «Талисман»)

Все эти определения не могут быть вечными, не могут хранить тепло любимых рук, это неживое, в них нет души, того легкого, но будоражащего кровь призрачного ветерка, который доносил бы чувственное дыхание любимого.

Все эти вещи не могут воскресить былой страсти, обжигающего и согревающего огня, лишь любовь, хранимая в сердце, никогда не умрет, она живет и питает изнутри лирическую героиню.

И не перо из белого султана,
И не портрет под крышею двойной…. (Е.Ростопчина «Талисман»)

Что портрет? Это просто изображение в рамке, с годами оно утратит яркость, и что останется? Блеклые, призрачные цвета былого счастья или отголосок времени? Воспоминанья всегда будут жить в душе, несмотря на старость, люди не теряют способности мечтать и восхищаться.

Есть талисман священный у меня.
Храню его: в нем сердца все именье.
В нем цель надежд, в нем узел бытия,
грядущего залог, дней прошлых упоенье. (Е.Ростопчина «Талисман»)

Возможно, героиня пережила безответную любовь, а, может, вкусила горечь расставанья, но она пережила самое необъяснимое и непонятное на земле чувство, она взлетала к облакам и парила там вместе с птицами, ее качал на своих руках ветер, она жила в тумане слов, и боль разлуки, по сравнению с пережитым, — ничто.

Ведь люди встречаются, чтобы взять что-то, научиться чему-то, а потом расстаются, возможно, навсегда. И только настоящие друзья, узнав друг о друге все с первой встречи, с первого взгляда, расстаются и встречаются вновь, пусть даже через тысячу лет. Нельзя забывать уроки, которые дают тебе люди, иначе их придется повторять.

А хранить любовь в сердце, когда тебе больно, — не самая простая вещь в мире. Но лирическая героиня рада, что когда-то была счастлива (пусть одно мгновение) и хранит это счастье в своей памяти, для нее нет ничего важнее, она готова бороться за свою святыню:

Мне талисман дороже упованья,
Я за него отдам и жизнь, и кровь…(Е.Ростопчина «Талисман»)

И это воистину подвиг. Зачастую люди требуют ответ на свои чувства, на свою любовь, они не могут любить тихо, не понимают того, что своим желанием могут превратить жизнь другого человека в ад, им глубоко наплевать, что испытывает в душе их предмет обожания, а важно только собственное ощущение жизни. Забота о себе прекрасна только тогда, когда не идет во вред другим, но это не тот случай…

Героиня никому не мешает, не испытывает чьего-то терпения, она просто погружается в потайные комнатки своего сердца, где светло, тихо и жизнерадостно, и заново рождается.

Произведение написано пятистопным ямбом, с очень частым использованием пиррихиев, что придает особую мелодичность стихотворению. В основном стихи связаны перекрестной рифмовкой, но пятый, шестой, седьмой и восьмой — опоясывающей. Поэтесса использует анафору и градацию:

Он не браслет…
Он не кольцо…
Он не письмо…(Ростопчина «Талисман»)

что усиливает восприятие читателя и подводит его к мысли о значимости талисмана. Также автор не отказывается от умолчания («и не портрет под крышею двойной…»), предоставляя нам возможность додумать и продолжить список реальных деталей быта, которые могли бы выступить в роли талисмана, что усиливает интерес и пробуждает в сознании прожитые когда-то чувства.

Очень ярко характеризуют значение вещей искрометные эпитеты: «талисман священный», «дней прошлых упоенье», «с заветными словами», «тайны роковой» и т.д.

Жить все время в сказке глупо, но отказываться от нее еще глупее.

Совершенно иная позиция высказана в стихотворении «Слова для музыки», написанном в 1856 году. Меняются взгляды, ощущения, чувства… Здесь уже нет той чистой, открытой любви, на смену ей приходят лицемерие и гордыня, она больше не является святыней, а похожа на какую-то жизненную физиологическую потребность.

Не сотвори себе кумира,
У ног бездушной красоты
Не трать высокие мечты!
От воплощенной суеты
Не жди любви, не требуй мира!…    (Е.Ростопчина «Слова для музыки»)

так начинается это произведение графини Е.Ростопчиной. С первых строк идет нагнетение советов в повелительной форме, что усиливает восприятие сказанных слов.

Автор призывает не растрачивать своих чувств, своей любви напрасно, не обращать их к «бездушной красоте», потому что ответ на них никогда не последует.

Любуйся блеском черных глаз,
Но не ищи в них тайной страсти…
Безумец ты!… В твоей же власти
Вдруг заманить мечтой о счастье
Блажь легких шуток и проказ?!   (Е.Ростопчина «Слова для музыки»)

Можно восхищаться обликом, красотой, но все это не заменит настоящих чувств, в холодном сердце не дрогнут золотые струны любви, никогда лицемерие не сможет заменить открытую естественность, так как черное не может быть белым, а порочные желания не воплощаются в невинность.

Слепец! Прозри!… Твой истукан
Утратил сердце с малолетсства.   (Е. Ростопчина «Слова для музыки»)

Смотри: ты сохнешь и горишь, —
А ей-то что?… ей горя мало!… (Е.Ростопчина «Слова для музыки»)

Поэтесса сравнивает лирическую героиню с истуканом, камнем, которого не трогает ничто живое, волнующее и трепещущее только от одного взгляда. Но такого безразличия, равнодушия быть не должно. Не нужно морально насиловать друг друга, если нет любви, то уважение чувств других людей — обязательно.

Мировоззрение человека — это сложный процесс взаимопонимания, взглядов, желаний, стремлений, чувств. Не нужно забывать о том, что все возвращается на круги своя. Сегодня мы здесь, завтра — там, и кто даст гарантии, что с нами не случится ничего плохого.

Дань нежных чувств, дань удивленья,
Намеков, робких полуслов,
Она приемлет от рабов
Как долг законных должников,
как побежденных приношенье… (Е.Ростопчина «Слова для музыки»)

Поэтесса просит безумца раскрыть глаза, бежать без оглядки от такой женщины, ведь, действительно, она как «змей»: в маленькой, прекрасной головке могут созревать такие коварные, страшные и бесчеловечные планы, что порой становится жутко.

Все равно герой не получает счастья и уважения, а за лицемерие и искусственность собой жертвовать не стоит. Лишь настоящая, возможно, нелепая, но огненная любовь достойна смерти и возрождения, но никак не фальшивая подделка.

Стихотворение (Ростопчина «Слова для музыки») написано четырехстопным ямбом, часто встречается пиррихий, стихи в пятистишьях связаны кольцевой рифмовкой, в первом, третьем и пятом женская рифма опоясывает мужскую (АбббА), а во втором, четвертом и шестом — наоборот (аБББа).

Е.П. Ростопчина намеренно использует прием умолчания, заставляя читателя поразмышлять, подумать о возможном завершении мысли. Поэтесса не отказывается от олицетворения («ей нынче зеркало сказало..»), эпитетов («бездушная красота», «блеск черных глаз», «пустейшее кокетство», «робких полуслов»), что помогает воображению нарисовать более точную картину отношений между людьми.

Чтобы не нарушать слаженность рифмовки, поэтесса прибегает к эллипсу («беги приманок роковых…»). С помощью выразительных средств Е. Ростопчина провела анализ чувств героев, сумела показать и раскрыть внутренний мир, душу, переживания женщины.

Ее героиня постоянно меняется: это и робкая девочка, и властная красавица, страдающая «голубица» и сильная, не страшащаяся ничего молитва. Ее стихотворения написаны не умом, а сердцем, в них вложена душа, переживания, сны, мечты, желания, ни одна грань женского противоречивого характера не осталась в стороне.

Кто-то пройдет мимо ее творчества, а кто-то получит самые главные уроки в жизни через произведения графини Е.Ростопчиной.

Понравилось? Еще sochinenie-po-literature

На главную страницу Сочинение на тему человек

Рецензия на творчество Е.П. Ростопчиной: 5 комментариев

  1. просто наверное, не так популярны, не так известны, как ранее. ведь сейчас столько стихов, столько творчества!

Добавить комментарий для Dimok Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.